
Вчера общался со своим другом, который до сих пор работает по избранной нами обоими много лет назад спецыальности - а именно, занимается органической химией в одном из институтов РАН. Послушал я его, и стало мне как-то грустно.
Во-первых, вопреки расхожему убеждению, деньги сейчас в науке есть. То-есть масштабы государственного финансирования не идут ни в какое сравнения с тем, что было, скажем, в 90-е, когда оно вообще стремилось к нулю. Но! Масштабы бабкенпиздунга на уровне академии и руководства института такие, что непосредственно до тех, кто занимается реальной научной работой, не доходит практически ничего. При этом самое хреновое то, что если раньше воровать как-то стеснялись, ну типа как Альхен из "12 Стульев", то сейчас, похоже, воровство стало абсолютно морально приемлемым даже в академической среде (напомню, что институтские администраторы, как правило, сами являются выходцами из науки). Самым любимым развлечением институтской администрации являются всевозможные ремонты, причём приоритет отдаётся отнюдь не лабораторным помещениям, а всевозможным залам заседаний, холлам, коридорам и проч. Думаю не надо объяснять почему. А что до лабораторий, то группе моего друга предложили отремонтировать комнату, где они работают, но так: 50% платит администрация, 50 - сама группа выделяет из своих грантов. При этом смета была такова, что на собственные 50% можно было бы отремонтировать комнату дважды, если, конечно, заказывать ремонт самим. В итоге так и оработают в неотремонтированной. А вот на реактивы и приборный парк деньги выделяются куда как более скупо.
Во-вторых, РАН сейчас поимела серьёзный конфликт с председателем фракцыи "Единая Россия", андроидом г-ном Грызловым. А всё потому, что экспертная комиссия РАН дала отрицательное заключение на волшебные водные фильтры, запатентованные г-ном Грызловым совместно с ак. Петриком, напомню, психологом по специальности. То-есть не то чтобы заключение было совсем разгромным, на самом деле хоть от фильтров нет никакой пользы, но и вреда, в общем, тоже, но этого было достаточно, чтобы выделение денег на программу "Чистая вода" приостановили. И теперь академические структуры усиленно трясёт УБЭП (в общем, правильно трясёт, но ведь всё закончится лишь тем, что с ними придётся поделиться) и Госнаркоконтроль.
А Госнаркоконтроль, сударики мои, это отдельная песня. Напомню Вам, что по нашему законодательству под их недрёманное око подпадает оборот не только всеразличных алкалоидов и опиатов, но также изрядного числа органических растворителей и прочих химикатов вплоть до соляной кислоты. В итоге, например, о таком реактиве, как уксусный ангидрид, незаменимом лдя проведения ацилирования, российским химикам уже пришлось забыть. такого вещества не существует в природе и никогда не было. У кого сохранились старые припасы, тот работает. А легально купить его невозможно вообще. Но ладно уксусный ангидрид. Ревизоры ГНК, увидев в каой-то из лабораторий свободно стоящую бутылку с ацетоном, так прониклись административным восторгом, что потребовали официально списывать (!!!) весь потребляемый лабораториями ацетон, а также эфир, и прочие растворители, попадающие под надзор. Пикантность ситуации в том, что если вы проводите реакцию в ацетоне или эфире, то растворитель по большей части потом принято выпаривать. Ну тковы общепринятые в мире методы проведения синтеза, что поделаешь. Только вот как это объяснить доберманам из ГНК - совершенно непонятно. А они теперь от учёных просто так не отстанут - ведь их трясти эстетически гораздо приятнее, чем кормить слабительным вонючих таджыкских "лошадок" и обыскивать цыганских оптовиков.
А вы говорите - Сколково. Тем, что есть, не могут нормально управлять. Пидары. Я не про учёных, естественно.