arkhip: (Default)
arkhip ([personal profile] arkhip) wrote2009-10-14 09:15 pm

Выборы-выборы



друг [livejournal.com profile] _dmitrii совершенно правильно отписался по поводу прошедшего в воскресенье мероприятия, которое по недоразумению назвали "выборами". Единственное, с чем я всё же не соглашусь, так это с финальным покаянием

Когда гнобили Гусинского и НТВ, я молчал — ведь по кредитам надо платить.
Когда сажали Ходорковского, я молчал — ведь налоги должны платить все.
Когда на вторые выборы Путина страну построили и подровняли, я молчал — я ведь был за Путина.
Когда Байкалфинансгрупп купил Юкос, я молчал — мне в общем похуй, кто из олигархов спиздит доходы от нефти.
А когда нам поставили Медведева, распилили стабфонд и обрушили рубль, не осталось уже никого, кто бы мог хоть что–то сказать или сделать.


Во-первых, тут неправильно выбраны отправные точки. Если уж каяться - то за оставление соотечественников на съедение окраинным этнократиям, за допущение залоговых аукционов, за "семибанкирщину" и за президентские выборы-96. Все основные точки бифуркацыи - они были там, в 90-х, и по сравнению с теми событиями упомянутое - так, эпизод, мелочь.

Во-вторых, мне никогда особо не нравилось знаменитое изречение Нимёллера, которое перефразирует Дмитрий:

Когда нацисты пришли за коммунистами, я оставался безмолвным. Я не был коммунистом.
Когда они сажали социал-демократов, я промолчал. Я не был социал-демократом.
Когда они пришли за членами профсоюза, я не стал протестовать. Я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за евреями, я не возмутился. Я не был евреем.
Когда пришли за мной, не осталось никого, кто бы выступил против.


Но я никак не мог сформулировать, чем именно. И вот сейчас я попробую. Первая причина - выражение хоть и пафосное, но какое-то совершенно пустопорожнее, чем-то напоминает арифметическое упражнение для второго класса - "от перемены мест слагаемых сумма не меняется". В самом деле, поменяем последовательность действий и представим, что нацисты сначала пришли за Нимёллером. Что поменяется? Ничего. Ни коммунисты, ни еврем не стали бы за него выступать. А если бы победил Тельман и коммунисты пришли за нацистами? Сценарий был бы тот же. Еврем и эсдеки уж точно протестовать бы не стали.

Вторая. Мне сдаётся, что националист и антикоммунист Нимёллер молчал просто-напросто потому, что он и сам бы с удовольствием "пришёл" за коммунистами и членами профсоюза, но то ли сан, то ли ещё что не позволили ему это сделать. Его молчание - это молчание одобрительное. Хотя, наврное, именгно в этом он потом и раскаялся.

И третья. Надо понимать, что если бы Нимёллер и вступился за коммуничстов и евреев, то вряд ли бы он дождался благодарностей от подобной публики - его потом сожрали бы при первой возможности, потому что он всё равно остался бы для них врагом.

Так что Гусинский и Ходорковский - это совсем не то, за что следует каяться. Имхо конечно
(deleted comment) (Show 4 comments)

[identity profile] ego-velichestvo.livejournal.com 2009-10-14 06:06 pm (UTC)(link)
про "по недоразумению" поддерживаю.

[identity profile] uppsss.livejournal.com 2009-10-14 06:21 pm (UTC)(link)
Слишком пафосный вывод. Власть и народ, достаточно давно сосуществуют вместе, пытаясь, по возможности быть отдельно от друг друга, максимально, насколько это возможно. И кто там пляшет с властью в ее пляски, Ходор, Гусинский, сейчас новая диаспора, народу - нормальным людям давно фиолетово. Имхо, конечно.

[identity profile] diana-spb.livejournal.com 2009-10-14 06:22 pm (UTC)(link)
Гусинского и Ходорковского обвиняли (в т.ч. неформально) в уголовщине, а не в политических взглядах или происхождении.

[identity profile] dzeso.livejournal.com 2009-10-14 06:25 pm (UTC)(link)
Ага, отписался, но на выборы все же не пошел :) Так кокетливо

[identity profile] ascir.livejournal.com 2009-10-14 07:03 pm (UTC)(link)
Да нет, Нимёллер был неплохой чувак, только фраза выспренная и очень уж затёртая. Ну как Отель Калифорния - неплохая песня, вообще-то, но сколько можно?

[identity profile] zhukovazhan.livejournal.com 2009-10-14 07:06 pm (UTC)(link)
"по поводу прошедшего в воскресенье мероприятия, которое по недоразумению назвали "выборами".
Вот это "недоразумение" в понедельник кому-то показалось заранее подготовленным и намеренно "тихим" мероприятием, если б так они боролись не за свои теплые высокооплачиваемые места, а за честные выборы. Не дождемся, наверное.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_dmitrii/ 2009-10-14 07:40 pm (UTC)(link)
Изречение Нимёллера восходит к вольтеровскому "я не согласен с вами, но готов отдать жизнь за ваше право это говорить". Цитирую по памяти. Всё остальное, как у него, так и у меня - просто художественная форма.

В какой-то момент был пройден тот рубеж, за которым начинается преследование за взгляды. То что оно есть сейчас, вряд ли ты станешь отрицать. То что его практически не было при Ельцине - думаю ты тоже согласишься.
Эпоха Ельцина, при всех её достоинствах и недостатках, характеризовалась в первую очередь свободомыслием, возможностью как высказываться самим, так и выбирать политические движения, адекватные собственным взглядам. Неважно что они на самом деле из себя представляли, важно что они были и был выбор.

Многие вспомнили 96 год. По сравнению с тем, что происходит последние годы - те события просто мелочная хуйня, не стоящая упоминания. Сейчас бы с Зюгановым не стали цацкаться, как в 96. Его бы тупо сняли с выборов, никто бы и не пикнул. А скорее всего, не дали бы даже выдвинуться.

Да, разумеется, начало нынешнему беспределу было положено тогда - Чубайсом в 96, Доренко с Березовским в 99, но тотальным это явление стало только при Путине. Вешняков - милая лапочка по сравнению с Чуровым.

[identity profile] nosorog1986.livejournal.com 2009-10-15 06:43 am (UTC)(link)
>распилили стабфонд и обрушили рубль

Хм. Насчет распила стабфонда не знаю, не видел, но рубль точно не "обрушивали". Если бы "обрушили" было бы как в 98-м - курс бакса сразу в четыре раза вверх.

[identity profile] paul-kovnik.livejournal.com 2009-10-15 08:45 am (UTC)(link)
С 96 годом, если внимательно почитать Левый поворот, все было не так просто.

У каждого - свое видение

[identity profile] serge-kond.livejournal.com 2009-10-23 09:16 pm (UTC)(link)
Лично для меня первая точка бифуркации - это 93-ий год, когда расстреляли Парламент. Безусловно, та сторона не была ангелами. Но именно тогда проявилось "лучше додавить, чем искать компромиссы".

[identity profile] prorub.livejournal.com 2009-10-26 10:21 am (UTC)(link)
Почему русские разочаровались в демократии.

[info]prorub
14 сентября, 13:50

Сужу по себе и своим знакомым. Коротко - потому, что максималисты и не признаём полутонов или полумер. В конце 80х мы верили в светлое демократическое будущее нашей страны, как верили и в то, что демократия -это власть народа. В суровой реальности это оказалось совсем не так, что и поспешил нам объяснить в своей развернутой статье товарищ Березовский. Демократия - это когда бизнес нанимает власть, а вы при этом выполняете роль массовки, или - те, у кого нет 5000000000$ могут идти... обратно к себе на кухню. Кого наймут наши вороватые бизнесмены, выросшие из фарцовщиков, нам понятно и неинтересно. Когда народ попытались кинуть с льготами - люди вышли на улицы, - отнять-то собрались нечто реальное и осязаемое. Когда отнимали право выбирать губернаторов, никто пальцем не пошевелил - надоело голосовать за жуликов или их ставленников, в тщетной надежде, что следующий, вдруг, по счастливой случайности, окажется не жуликом. Меня не устраивает демократия, при которой мне предлагают выбор между марионеткой Березовского и ставленником Абрамовича, там нет и не может быть моего ставленника, потому что у меня нет 5000000000$. Поэтому такие как я и голосуют за тех, кто обещает кого-нибудь из вышеупомянутых товарищей замочить - хоть какая-то польза или развлечение. Просто, наши люди очень быстро поняли, что демократия есть власть денежных мешков, плюнули на нее и пошли готовить мешки под урожай картошки - выбрали то, что ближе и полезней.